Трёхуровневый анализ товара. Эссенциале форте
Условия задачи: Проведите маркетинговый аудит товара: Эссенциале форте с применением концепций: ТАТ и УДТ. Систематизируйте результаты в таблице SWOT-анализа.
Решение задачи
ШАГ 1. Рассмотрим препарат «Эссенциале форте» с точки зрения трехуровневого анализа товара (ТАТ).
«Эссенциале форте» — гепатопротекторное, гиполипидемическое, антиоксидантное, гипогликемическое и дезинтоксикационное ЛС.
¨ Сущность товара «Эссенциале форте» – это удовлетворение потребностей потребителей (решение их проблем). В данном случае — удовлетворение потребности больных, страдающих заболеваниями печени, в восстановлении, укреплении и поддержании здоровья. Это является сильной стороной лекарственного средства.
¨ Фактический товар «Эссенциале форте» – это форма, которую принимает товар. Обладает пятью характеристиками: качество, дизайн, потребительские свойства, упаковка, марочное название. В данном случае:
1) Функциональные свойства:
- комплексное лекарство, содержащее эссенциальные фосфолипиды 300мг; витамины группы В: тиамина мононитрат 6 мг, рибофлавин 6 мг, пиридоксина гидрохлорид 6 мг, цианокобаламин 6 мкг; витамин РР — никотинамид 30 мг; витамин Е — альфа-токеферола ацетат 6 мг;
- лекарственная форма: капсулы;
- применяется при различных патологиях печени: гепатиты разной этиологии, цирроз, метаболические заболевания;
- комплекс фармакологических эффектов: гепатопротекторное, гиполипидемическое, гипогликемическое, антиоксидантное, дезинтоксикационное воздействия.
2) Уровень качества:
¨ государственная регистрация в РФ — регистрационное удостоверение 2005 г. последняя актуализация описания производителем — 2011г.;
¨ Производителъ: Rhone-Poulenc Rorer. Франция;
¨ Маркетинг и дистрибуция: САНОФИ-АВЕНТИС ГРУП;
¨ отпускается по рецепту;
¨ штрихкод 8901135000779;
¨ срок годности: 3 года.
3) Упаковка:
- первичная: контурная ячейковая блистеры по 10 капсул;
- вторичная: коробка с пятью блистерами;
- правила хранения: в сухом месте, при температуре не выше 25С, в недоступном для детей месте;
- инструкция-вкладыш по медицинскому применению для потребителей (врачей и больных).
4) Дизайн:
- заметная бело-оранжевая коробка;
- коричнево-красные капсулы.
5) Марочное название:
¨ патентованное торговое название Эссенциале форте;
¨ форте — означает усиленное комплексом витаминов действие фосфолипидов.
¨ Добавленный товар «Эссенциале форте» – это различные дополнительные услуги, которые оказывает аптечное учреждение потребителю сверх товара: информационные и консультационные услуги, справки по лекарственному средству, доставка на дом и другое. В данном случае:
- фирменные буклеты о ЛС Эссенциале для врачей;
- фирменные пакеты для ЛС;
- магниты, подставки под горячее, ручки;
- дисконтная система для постоянных клиентов (по условию ситуации).
ШАГ 2. Рассмотрим уникальные достоинства товара (УДТ) «Эссенциале форте».
УДТ – это потребительские характеристики товара, отличающие его от аналогичных товаров; имеют очень большое значение для товаров при наличии серьёзной конкуренции на рынке. Если у товара есть УДТ, то потребитель выбирает именно его; поэтому УДТ являются сильной стороной товара организации.
Уникальные достоинства «Эссенциале форте»:
1) Действие эссенциальных фосфолипидов усилено витаминным комплексом.
2) Высокая эффективность, безопасность и хорошая переносимость (согласно клинических исследований в России).
З) Восстанавливает клетки печени и улучшает обмен веществ не только в печени, но и во всем организме.
4) Комплекс фармакологических эффектов: гепатопротекторное, гипол ипидемическое, гипогликемическое, антиоксидантное, дезинтоксикационное воздействия, поэтому может применяться не только при заболеваниях печени.
ШАГ 3. Формулируем выводы по ТАТ и УДИ и строим таблицу SWOT-анализа.
Сущность, фактический товар и УДТ «Эссенциале форте» могут быть расценены как сильные стороны в SWОТ-анализе (см. таблицу). Виды добавленного товара недостаточны, что отражается в слабых сторонах и требует разработки других форм этого уровня ТАТ.
Согласно классификации товаров по интенсивности спроса, «Эссенциале форте» можно отнести к группам особого спроса или предварительного выбора, т.е. большей частью приобретать лекарственное средство первоначально потребитель будет после назначения или рекомендации врача. В дальнейшем, если потребитель будет принимать препарат 2-З мес. как рекомендуется, покупка может быть и безрецептурная. Поэтому отнесем этот факт к слабым сторонам в SWOT – анализе.
По признаку комплементарности Эссенциале форте относится к группе взаимозаменяемых, потому что является аналогом Эссливер. Этот факт расценивается как слабая сторона товара т.к. в процессе покупки у потребителя есть выбор между товарами-аналогами, в SWОТ-анализе отражается в разделе слабые стороны.
По признаку влияния на спрос ЛС Эссенциале форте можно отнести к группе ЛС пользующихся успехом. Поэтому этот факт отнесем к сильным сторонам в SWОТ-анализе. По ЖЦТ Эссенциале находится на этапе насыщения, однако существует конкурентоспособный препарат – Эссливер. Дальнейшая стратегия развития предполагает два варианта событий: 1) дальнейший спад сбыта; 2) возможные рост и стабилизация сбыта при определенных маркетинговых усилиях. Результаты ЖЦТ относятся к сильным сторонам SWOT – анализа (таблица).
Таблица
SWOT – анализ препарата «Эссенциале форте»
S – Сильные стороны |
W – Слабые стороны |
|
|
О – возможности |
Т -угрозы |
|
|