Маркетинговый анализ рынка урологических препаратов
Контент-анализ официальных источников информации (Государственный реестр ЛС, регистр ЛС) показал, что в настоящее время в диагностике заболеваний мочеполовой системы используются препараты по 4 направлениям:
· Гистеросальпингография (N999.1),
· Диагностика заболеваний почек (N999.2),
· Компьютерная томография (N999.3),
· Урография (N999.4).
Всего по данным на 2013 год зарегистрировано 174 препарата, в том числе 23 торговых названий (ТН) и 11 международных непатентованных наименований.
Проведён анализ вышеуказанных средств по фирмам-производителям, формам выпуска, регистрационным номерам.
Маркетинговый анализ показал, что всего на фармацевтический рынок предоставляют средства для диагностики урологических заболеваний 12 фирм-производителей. Лидирующие позиции занимают зарубежные фирмы – 83,3% и лишь 16,7% всего ассортимента диагностических препаратов предоставляют отечественные фирмы (рис. 1).
Рис. 1. Структура фирм-производителей средств для диагностики урологических заболеваний, %
Детальный анализ фирм-производителей показал, что лидером по производству и поставке средств для диагностики урологических заболеваний является Bayer Pharmaceuticals AG – 46%, на втором месте — STADA CIS – 10,5%; остальные фирмы занимают примерно одинаковые позиции (рис. 2).
Рис. 2. Структура фирм-производителей медицинских препаратов, используемых в диагностике урологических заболеваний, %
Анализ препаратов по фармакологическим группам показал, что всего зарегистрированы 15 фармакологических групп. Доминирующие позиции занимает группа рентгеноконтрастных средств – 20,7%; на втором месте – миотропные спазмолитики – 10,3%; прочие группы занимают примерно равные позиции (рис. 3).
Рис. 3. Структура фармакологических групп медицинских средств, используемых в диагностике урологических средств, %
В диагностике используют средства, являющиеся монокомпонентными – 100%.
На следующем этапе осуществлен анализ лекарственных форм препаратов для диагностики урологических заболеваний. Выявлено, что препараты применяются в медицинской практике преимущественно в жидкой форме (растворы) – 40%; на втором месте представлена твердые ЛФ (порошки, таблетки) – 35%; на третьем месте расположены мягкие ЛФ (гели) – 25% (рис. 4).
Рис. 4. Структура препаратов для диагностики по видам ЛФ, %
Анализ регистрационный номеров показал, что все препараты имеют высокую степень обновления и средний индекс обновления за три года (2010-2012г.) составляет 76% (рис. 5).
Рис. 5. Динамика регистрации средств для диагностики заболеваний в урологии, %
Таким образом, составлен итоговый контур препаратов, применяемых в диагностике урологических заболеваний (рис. 6).
Рис. 6. Итоговый контур препаратов, применяемых в диагностике урологических заболеваний, %
Всего по данным на 2013 год зарегистрировано 174 препарата, в том числе 23 ТН и 11 международных непатентованных наименований. Лидирующие позиции среди производителей занимают зарубежные фирмы – 83,3%, главным поставщиком препаратов является компания Bayer Pharmaceuticals AG – 46%. В структуре фармакологических групп доминирующие позиции занимает группа рентгеноконтрастных средств – 20,7%. Все средства для диагностики урологических заболеваний являются монопрепаратами – 100%; преимущественно в жидкой ЛФ – 40%. Средний индекс обновления составляет 76%.