АВС анализ. Пример

авс     Условия задачи: необходимо заполнить таблицу расчетов по методу ABC-анализа и определить группу A,B,C для каждого препарата. Сформулировать предложения для аптеки по закупке  лекарственных средств. При расчетах использовать данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Данные по препаратам для проведения АВС-анализа

п/п

Наименование ЛС

Объем продаж,

тыс. руб.

Объем продаж в квартал, тыс.руб.

Доля продаж в квартал, %

Доля куммулята, %

Группа ABC

Янв.

Февр.

Март

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Лазолван, сироп

378,4

350,2

390,7

 

 

 

 

2

Бронхикум, пастилки от кашля

263,8

270,5

281,9

 

 

 

 

3

Пектуссин, табл. №10

165,3

144,7

150,6

 

 

 

 

4

Грудной эликсир, флак.

107,2

111,4

119,5

 

 

 

 

5

Пульмекс Бэби, мазь

65,9

78,6

84,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение задачи:

   1. Рассчитаем объем продаж в квартал по каждому препарату. Для этого суммируем значения продаж за январь, февраль и март:

Лазолван: 378,4 + 350, 2 + 390,7 = 1119,3

Бронхикум: 263,8 + 270,5 + 281,9 = 816,2

Пектуссин: 165,3 + 144,7 + 150,6 = 460,6

Грудной элексир: 107,2 + 111,4 + 119,5 = 338,1

Пульмекс Беби: 65,9 + 78,6 + 84,3 = 228,8

ИТОГО: 1119,3 + 816,2 + 460,6 + 338,1 + 228,8 = 2963

    2. Проведем ранжирование препаратов по объему продаж от большего к меньшему. Важно!: В случае пренебрежения данным пунктом решение задачи будет неверным!

В данных условиях все препараты расположены в правильной последовательности: от большего значения к меньшему.

     3. Определим долю продаж в квартал по каждому препарату. Важно!: При правильном расчете общая сумма равна 100%:

Лазолван: 1119,3 / 2963 *100% = 37,8%

Бронхикум: 816,2 / 2963 *100% = 27,5%

Пектуссин: 460,6 / 2963 *100% = 15,5%

Грудной элексир: 338,1 / 2963 *100% = 11,4%

Пульмекс Беби: 228,8 / 2963 *100% = 7,7%

ИТОГО: 37,8% + 27,5% + 15,5% + 11,4% + 7,7% = 100%

   4. Рассчитаем долю куммулята, т.е. какой объем продаж приносит каждый препарат в сумме с последующим. Важно!: правильный расчет подтверждается тем, что последний препарат должен составлять 100%:

Лазолван: 37,8% + 0% = 37,8%

Бронхикум: 37,8% + 27,5% = 65,3%

Пектуссин: 65,3% + 15,5% = 80,8%

Грудной элексир: 80,8% + 11,4% = 92,3%

Пульмекс Беби: 92,3% + 7,7% = 100%

    5. Определим группы А, В, С. В соответствии с правилом Парето

  • Группа А — это товары (20 — 15% от ассортимента) с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю (75 – 80% куммулята). Является наиболее ценной для фармацевтической организации группой, которая требует постоянного и скрупулезного учета и контроля.
  • Группа В – это товары со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю (30-20% ассортимента). Менее важная для группа, которая дает долю в объеме продаж 15-20% (куммулята).
  • Группа С – это большое число товаров с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю (примерно 50% ассортимента). Малоценная группа, которая дает долю в объеме продаж 5-10% куммулята.

Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлены следующие товары группы А: Лазолван, сироп;   Бронхикум, пастилки от кашля; Пектуссин, табл №10; группа В: Грудной эликсир, флак.; группа С: Пульмекс Бэби, мазь.

Заполненная таблица 2 выглядит следующим образом:

Таблица 2

Итоговая таблица АВС-анализа ассортимента препаратов

п/п

Наименование ЛС

Объем продаж,

тыс. руб.

Объем продаж в квартал, тыс. руб.

Доля продаж в квартал, %

Доля куммулята, %

Группа ABC

Янв.

Февр.

Март

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Лазолван, сироп

378,4

350,2

390,7

1119,3

37,8

37,8

А

2

Бронхикум, пастилки от кашля

263,8

270,5

281,9

816,2

27,5

65,3

А

3

Пектуссин, табл. №10

165,3

144,7

150,6

460,6

15,5

80,8

А

4

Грудной эликсир, флак.

107,2

111,4

119,5

338,1

11,4

92,3

В

5

Пульмекс Бэби, мазь

65,9

78,6

84,3

228,8

7,7

100

С

Итого:

2963

100

 

 

   6. Делаем выводы по формированию ассортиментной политики организации.

С помощью проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  • Наиболее существенные направления деятельности организации необходимо направить на закупку и реализацию препаратов группы А (Лазолван, сироп;   Бронхикум, пастилки от кашля; Пектуссин, табл.);
  • Снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ (в частности, уменьшить / прекратить закупку препаратов группы С: Пульмекс Бэби, мазь), а также рекомендуется активная рекламная деятельность в продвижении этих «залежавшихся» препаратов. Например, проведение различных мероприятий по формированию лояльности покупателя, акции, скидки в аптеках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock
detector