АВС анализ. Пример
Условия задачи: необходимо заполнить таблицу расчетов по методу ABC-анализа и определить группу A,B,C для каждого препарата. Сформулировать предложения для аптеки по закупке лекарственных средств. При расчетах использовать данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Данные по препаратам для проведения АВС-анализа
№ п/п |
Наименование ЛС |
Объем продаж, тыс. руб. |
Объем продаж в квартал, тыс.руб. |
Доля продаж в квартал, % |
Доля куммулята, % |
Группа ABC |
||
Янв. |
Февр. |
Март |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Лазолван, сироп |
378,4 |
350,2 |
390,7 |
|
|
|
|
2 |
Бронхикум, пастилки от кашля |
263,8 |
270,5 |
281,9 |
|
|
|
|
3 |
Пектуссин, табл. №10 |
165,3 |
144,7 |
150,6 |
|
|
|
|
4 |
Грудной эликсир, флак. |
107,2 |
111,4 |
119,5 |
|
|
|
|
5 |
Пульмекс Бэби, мазь |
65,9 |
78,6 |
84,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение задачи:
1. Рассчитаем объем продаж в квартал по каждому препарату. Для этого суммируем значения продаж за январь, февраль и март:
Лазолван: 378,4 + 350, 2 + 390,7 = 1119,3
Бронхикум: 263,8 + 270,5 + 281,9 = 816,2
Пектуссин: 165,3 + 144,7 + 150,6 = 460,6
Грудной элексир: 107,2 + 111,4 + 119,5 = 338,1
Пульмекс Беби: 65,9 + 78,6 + 84,3 = 228,8
ИТОГО: 1119,3 + 816,2 + 460,6 + 338,1 + 228,8 = 2963
2. Проведем ранжирование препаратов по объему продаж от большего к меньшему. Важно!: В случае пренебрежения данным пунктом решение задачи будет неверным!
В данных условиях все препараты расположены в правильной последовательности: от большего значения к меньшему.
3. Определим долю продаж в квартал по каждому препарату. Важно!: При правильном расчете общая сумма равна 100%:
Лазолван: 1119,3 / 2963 *100% = 37,8%
Бронхикум: 816,2 / 2963 *100% = 27,5%
Пектуссин: 460,6 / 2963 *100% = 15,5%
Грудной элексир: 338,1 / 2963 *100% = 11,4%
Пульмекс Беби: 228,8 / 2963 *100% = 7,7%
ИТОГО: 37,8% + 27,5% + 15,5% + 11,4% + 7,7% = 100%
4. Рассчитаем долю куммулята, т.е. какой объем продаж приносит каждый препарат в сумме с последующим. Важно!: правильный расчет подтверждается тем, что последний препарат должен составлять 100%:
Лазолван: 37,8% + 0% = 37,8%
Бронхикум: 37,8% + 27,5% = 65,3%
Пектуссин: 65,3% + 15,5% = 80,8%
Грудной элексир: 80,8% + 11,4% = 92,3%
Пульмекс Беби: 92,3% + 7,7% = 100%
5. Определим группы А, В, С. В соответствии с правилом Парето
- Группа А — это товары (20 — 15% от ассортимента) с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю (75 – 80% куммулята). Является наиболее ценной для фармацевтической организации группой, которая требует постоянного и скрупулезного учета и контроля.
- Группа В – это товары со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю (30-20% ассортимента). Менее важная для группа, которая дает долю в объеме продаж 15-20% (куммулята).
- Группа С – это большое число товаров с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю (примерно 50% ассортимента). Малоценная группа, которая дает долю в объеме продаж 5-10% куммулята.
Таким образом, в ходе проведенного анализа выявлены следующие товары группы А: Лазолван, сироп; Бронхикум, пастилки от кашля; Пектуссин, табл №10; группа В: Грудной эликсир, флак.; группа С: Пульмекс Бэби, мазь.
Заполненная таблица 2 выглядит следующим образом:
Таблица 2
Итоговая таблица АВС-анализа ассортимента препаратов
№ п/п |
Наименование ЛС |
Объем продаж, тыс. руб. |
Объем продаж в квартал, тыс. руб. |
Доля продаж в квартал, % |
Доля куммулята, % |
Группа ABC |
||
Янв. |
Февр. |
Март |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Лазолван, сироп |
378,4 |
350,2 |
390,7 |
1119,3 |
37,8 |
37,8 |
А |
2 |
Бронхикум, пастилки от кашля |
263,8 |
270,5 |
281,9 |
816,2 |
27,5 |
65,3 |
А |
3 |
Пектуссин, табл. №10 |
165,3 |
144,7 |
150,6 |
460,6 |
15,5 |
80,8 |
А |
4 |
Грудной эликсир, флак. |
107,2 |
111,4 |
119,5 |
338,1 |
11,4 |
92,3 |
В |
5 |
Пульмекс Бэби, мазь |
65,9 |
78,6 |
84,3 |
228,8 |
7,7 |
100 |
С |
Итого: |
2963 |
100 |
|
|
6. Делаем выводы по формированию ассортиментной политики организации.
С помощью проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- Наиболее существенные направления деятельности организации необходимо направить на закупку и реализацию препаратов группы А (Лазолван, сироп; Бронхикум, пастилки от кашля; Пектуссин, табл.);
- Снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ (в частности, уменьшить / прекратить закупку препаратов группы С: Пульмекс Бэби, мазь), а также рекомендуется активная рекламная деятельность в продвижении этих «залежавшихся» препаратов. Например, проведение различных мероприятий по формированию лояльности покупателя, акции, скидки в аптеках.