Жизненный цикл товара

Market_position     Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – это период времени от выведения товара на рынок до прекращения его реализации вследствие отсутствия спроса на него. Структура жизненного цикла обычно включает 5 стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Рассмотрим каждую из стадий отдельно.

Стадия внедрения или выхода на рынок характеризуется:

  • Высокой себестоимостью продукции;
  • Ключевое значение успеха нового товара имеют его конструкторские качества, дизайн, потребительские свойства, обратная связь с потребителем;
  • Прибыль незначительная;
  • Расходы на маркетинг т рекламу значительные;
  • Темпы прироста 0-10-15%.

     Основное внимание на этом этапе следует уделять формированию системы сбыта, информационной рекламе и другим составляющим комплекса продвижения, поиску путей более полного и эффективного удовлетворения потребностей и запросов потребителей.

Стадия роста характеризуется:

  • На рынке массово продается товар, качество высокое, но появляются товары-конкуренты;
  • Цены остаются высокими, но могут быть и меньше, чем на стадии внедрения;
  • Предприятие получает возрастающую прибыль;
  • Круг покупателей расширяется;
  • Расходы на рекламу большие, из информативной она переходит в агрессивную;
  • Темпы прироста 15-100% и выше.

    Важным на этом этапе является поиск путей повышения конкурентоспособности товара, улучшения его потребительских свойств, расширение сбытовой сети.

Стадия зрелости характеризуется:

  • Товар выпускается большими партиями;
  • Имеет место конкуренция цен;
  • Рост прибыли;
  • Темпы прироста 5-15-20%.

Как правило, все фирмы заинтересованы в том, чтобы продлить стадию зрелости.

Стадия насыщения характеризуется:

  • Объем продаж достигает максимальных значений, но более не растет (темпы прироста нулевые);
  • Прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться;
  • Цены стабильные;
  • Темпы прироста 0-5%.

Стадия спада характеризуется:

  • Объем продаж снижается;
  • Прибыль снижается;
  • Темпы прироста продаж отрицательные.

Выделяют несколько видов линий жизненного цикла товаров:

  1. Традиционный – преобладающая стадия роста
  2. Классический – стабильный сбыт на протяжении долгого периода времени.
  3. Увлечение – быстрый взлет и падение спроса на товар
  4. Длительное увлечение – значительный период максимального сбыта
  5. Сезонный / мода – рост и спад повторяются в разные сезоны года
  6. Фетиш – резкий рост сбыта и моментальный спад
  7. Ностальгия / возобновление – сбыт товара возобновляется с течением времени
  8. Гребешковая – несколько повторных этапов роста без спада
  9. Провал – объемы продаж небольшие, после чего наступает спад.

 ЖЦТ2

   Наиболее часто лекарственные средства характеризуются кривыми сезонности/моды; ностальгии/возобновления; провалом.

     Фазы этапов спада и внедрения в ЖЦТ отражаются в SWOT-анализе как слабые стороны; этапы роста, зрелости  и насыщения – сильные стороны (см. Жизненный цикл товара. Пример).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.