Анализ структуры ассортимента

асс Анализ структуры ассортимента проводится с целью формирования ассортиментной политики организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на них. При этом, в зависимости от поставленных целей проводят анализ структуры российского (см. Анализ фармацевтического рынка. Антианемические лекарственные средства), регионального рынка или локального ассортиментного перечня конкретной медицинской или фармацевтической организации.

Дрёмовой Н.Б. с соавторами в фармацевтической литературе изложена концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств (ЛС), состоящая из  четырех этапов.

На первом этапе исследований в соответствии с концепцией осуществляют выбор ассортимента JIC, изучают возможные аспекты применения в медицине, анализируются основные производители, поставщики и т.д.

 Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ – это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или фармакотерапевтической группе лекарственных средств.

 В качестве основных документов используются реестры ЛС, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.

 На втором этапе в соответствии с концепцией из реестра выбираются сведения по каждому зарегистрированному ЛС выбранной фармакотерапевтической группы; название, синонимы, форма выпуска, страна производитель, способ применения и дозы.

 Затем на третьем этапе проводят анализ по следующим направлениям:

1) определяют число всего зарегистрированных препаратов, данные определяют в абсолютных показателях;

2) рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных препаратов;

3) проводят анализ по странам и фирмам производителям внутри группы зарубежных лекарственных средств, данные представляются в относительных показателях, в процентах;

4) анализируют виды лекарственных форм; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Для наглядности все результаты анализа представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведенный анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента препаратов, разрешенных к применению.

 На четвертом этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики ассортимента ЛС.

Ассортимент лекарственных средств – это номенклатура различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому,  фармакологическому, химическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной терапии и возможности выпуска ЛС зарубежной и отечественной фармацевтической промышленностью.

Показатели ассортимента — это качественное выражение свойств ассортимента. К основным показателям ассортимента относятся: широта, полнота, глубина, структура ассортимента и индекс обновления.

Широта ассортимента — количество ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже. Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества групп, подгрупп товаров к базовому.

Полнота ассортимента — количество ассортиментных групп товаров, выпускающихся промышленностью. Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Глубина ассортимента – характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, выпускающихся промышленностью.

Структура ассортимента – количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатель рассчитывается как отношение отдельных ассортиментных групп к суммарному количеству товаров, имеющихся в наличии.

Обновление ассортимента – замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами. Индекс обновления (Jo) – доля  новых товаров, введенных на рынок в течение последнего периода времени.

На основании проведенных маркетинговых исследований по ассортименту согласно вышеизложенной концепции делаются выводы о целесообразности создания новых лекарственных форм или совершенствовании существующей ассортиментной политики организации (см. Анализ структуры ассортимента. Пример).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.